Возвращаясь к первому этапу - профориентации школьников, - нельзя не остановиться на существенных недостатках этой работы. На российской конференции «Пути совершенствования профориентационной работы в системе непрерывного образования», прошедшем в июне 2007 г., она была определена как работа «на любительском уровне». Решение ряда практически важных вопросов, утверждаемых декларативно, пущено на самотек. Примеров, к сожалению, можно привести немало. Так, общепризнана необходимость «профессиональных проб» в различных видах деятельности для осуществления активного профессионального самоопределения (самопроверки, самооценки, самоподготовки). Фактически же
чаще всего дело сводится к упрощенным формам начального трудового обучения ограниченному кругу рабочих профессий.
Построение системы работы профориентации прежде всего школьников, отвечающей современным научным требованиям и особенностям нашей практики, вполне осуществимо на основе имеющегося отечественного и зарубежного опыта.
- Как можно оценить свою психологическую деятельность, понять - испытываете ли от нее удовлетворение?
- Удовлетворяет то, что занималась нужным делом и кое-
что удалось сделать. Удавалось заниматься тем, что интересовало. Но в других условиях можно бы сделать больше. Слишком много времени и труда ушло на
преодоление организационных помех и задержек. Нередко возникающие важные
вопросы оставались «на обочине».