Говоря о положительном, отметим, что на современном этапе наконец-то складываются нормальные отношения между гуманистическими вариантами психологической практики и российским православием. Воинствующий атеизм заменил понятие «душа» как предмета психологии понятием «психическое отражение» и его высшей формы - сознания. Теперь психология вновь включает в систему основных психологических понятий «внутренний мир человека», его «внутреннее Я», считая, что тайна «Я» не менее значима, чем его внешние ролевые проявления.
Одна из очевидных бед нашей психологии, на мой взгляд, состоит в том, что она изучает, обучает, развивает усредненного человека. Принцип всеобщего равенства, определенный коммунистическим идеалом, был перенесен во все сферы жизни, включая психологию, педагогику и социальную жизнь. Несмотря на исследования, выполнявшиеся в дифференциальной психологии, реальная практика обучения и воспитания ориентировалась на равные возможности всех учащихся (за исключением явно дефективных), без учета половых различий, их творческого потенциала и интеллектуальных возможностей, эмоционального профиля, личностных особенностей и способностей. Созданные в нашей психологии теории интериоризации способностей определили большой социальный оптимизм и породили вопиющее пренебрежение к одаренным и талантливым людям, начиная со школьного обучения.